Доклад в память 102-й годовщины начала расказачивания

Дорогие братья и сестры, сегодня мы будем служить панихиду по казакам, погибшим/покинувшим Родину в события 100-летней давности – по расказачиванию.

Расказачивание в народе имеет несколько образных синонимов. Среди них и «крестный путь казачества», и «казачья Голгофа». Это свидетельствует, что духовный путь казачества тесно связан со страданиями, стойкостью и свидетельствование о принадлежности к Православной вере до конца. Принято выделять три этапа расказачивания: война, уничтожение контрреволюционного казачества в хуторах и станицах и растворение казаков в плавильном котле коллективизации.

Мы знаем, что российское казачество всегда отличалось к стремлению к правде, прямоте и нетерпимостью к фальсификации, лжи и двояких трактовок.

Мы не можем рассматривать расказачивание как уничтожение исключительно казачества – уникального явления в истории. Оно неразрывно связано с попыткой власти уничтожить духовные основы России. Репрессии по отношению к казакам необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с расстрелом священнослужителей Церкви, разрушением и осквернением храмов Божиих, уничтожением защитников веры Православной в лагерях.

«Расказачивание» – это было не просто уничтожение казачества как военного сословия, не признававшего большевистскую власть.. Казачество оказалось в ситуации, когда у него не просто отбирали продукты, землю, истребляли физически, но и лишали духовных основ. Почему большинство казаков воспротивились «перекраситься» в «красное казачество»? Потому что они понимали, что не следуя базисному принципу «казак без веры –не казак»,они перестанут быть казаками. Они отказывались принимать участие в  «пародии на казачество». Казак без земли и скота еще останется казаком в душе, а без веры – нет. Возрождение казачества и стало возможным потому, что оставшиеся казаки запрятали остатки казачьей культуры и традиций глубоко в душу.

 

Казаки мешали утверждению порядков новой власти. Исторически казак являлся защитником веры Православной, хранителем доблестных военных традиций, он был образцом беззаветного служения Отечеству и патриотом. Все эти качества базировались на незыблемом фундаменте его веры.

Имеет место суждение, что причинами антисоветского сопротивления казаков из станиц близ Новочеркасска в самом начале гражданской войны, являлся исключительно экономический вопрос. Но доподлинно известно, что казаки от мероприятий большевиков пострадали меньше, чем городские жители, тем не менее, активное выступление против мер, осуществляемых советской властью предприняли именно казаки.

Об истреблении казачества говорит выступление Троцкого на собрании политкомиссаров Южного фронта в Воронеже: «Казачество – опора трона. Уничтожить казачество как таковое, расказачить казачество — вот наш лозунг. Снять лампасы, запретить именоваться казаком, выселить в массовом порядке в другие области».

И ещё: “Казаки – единственная часть русской нации, способная к самоорганизации. По этой причине они должны быть уничтожены поголовно. Очистительное пламя должно пройти по всему Дону и на всех них навести страх и почти религиозный ужас.

Старое казачество должно быть сожжено в пламени социальной революции… Пусть последние их остатки, словно евангельские свиньи, будут сброшены в Черное море…”.

Ужасы этого террора передавались из поколения в поколение на территории СССР и были достаточно подробно описаны в мемуарах русской эмиграции. Уничтожение казаков сопровождало глумление над верой и святынями Церкви.

Само слово «расказачивание» означает прекращение существование казаков насильственным путем. Хутора и станицы переименовывались в села и волости, казакам предписывалось сдавать оружие и «снимать лампасы». Казачество предполагалось предать забвению, вычеркнуть его из народного сознания или навязать обществу его негативный образ. Но те, кто проводил политику расказачивания, забыл о главном – казак, несмотря ни на какие условия, казаком и останется. Мало кто из казаков принял всерьез слова, приезжавших из Москвы агитаторов. Постепенно большевикам стало ясно, что проводить политику десословизации казаков можно только насильственным путем.   Началом политики расказачивания принято считать Циркулярное письмо ЦК ВКП(б) от 24 января 1919 г., изданное 95 лет назад. Не будем вдаваться в его подробности, присутствующие здесь ученые хорошо знают о нем. Я только напомню основные положения письма: «борьба путём… поголовного их истребления», «беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам…» и так далее. Обращу  Ваше внимание, что эта директива содержит  фразу: провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. Эта цитата свидетельствует об отношении власти к казакам как классовым врагам, которых необходимо уничтожать.

Большевики надеялись, что в казачьей среде начнется «саморасказачивание», что как во многих крестьянских  семьях – сын пойдет на отца, а брат на брата, но этого практически не произошло, так как в своей жизнедеятельности казак придерживался евангельских духовных основ.

 

Казаки остро переживали разрушение церквей  и  глумление над церковными обрядами, но вера в Бога у них была сильнее ненависти к большевикам.  Сохранилось  следующее воспоминание из Оренбуржья: «Во время встречи Святой Пасхи, когда отблаговестили к утрени и началось богослужение – комсомольцы через ограду начали бросать камнями в процессию. Но народ нисколько не колебался, а напротив, стал прибывать в церковь. Было вышиблено окно в алтаре. Но комсомольцы не унялись и зажгли станицу. В поле был сложен хлеб немолоченый казаков. Его подожгли в девяти местах для того, чтобы нарушить богослужение. Но народ из церкви не вышел на пожар, храм был переполнен людьми».

На Дону вспоминали: «В Церкви был спектакль. Кресты сняли, поставили красные флаги. Кто отстаивал Церковь – того звали в Совет, говорили, что дело передадут в суд.  В большинстве же своем казаков называли контрреволюционерами, а контрреволюционеров можно было не судить, а расправляться на месте. Первые циркуляры свидетельствуют не о судах, а об уничтожении казачества. К примеру, в директиве Реввоенсовета восьмой армии от 17 марта 1919 г. прямо говорилось: «Все казаки должны быть поголовно уничтожены, как и все те, кто имеет отношение к противосоветской агитации, не останавливаясь перед процентным уничтожением населения станиц, сжечь хутора и станицы.

 

8 апреля 1919 г. года Донбюро ЦК РКП (б) принимает решение «о быстром и решительном уничтожении казачества»

Таким образом, казачество попросту объявлялось «вне закона» и подлежало истреблению.

Следует сказать, что по воспоминаниям очевидцев,в делах расказачивания  большевики предпочитали также действоватьи чужими руками.   Они умело разжигали межэтнические распри. На Кавказе они опирались на горцев, стравливая их с казаками и поощряя грабежи и убийства. Многие казачьи выступления были сознательно спровоцированы. Известный командарм Филипп Кузьмич Миронов писал: «Восстания в казачьих областях вызывались искусственно, чтобы под этим видом истребить казачество».

Казаки отказывались вступать в коммуны, так как там подавлялась та свобода, которой они располагали и не считали обязанными механически делать то, что прикажут.

В конце Гражданской войны большевики созвали «Всероссийский съезд трудового казачества» с 29 февраля по 6 марта 1920 года в Москве. Было 466 делегатов. С трибуны съезда М. И. Калинин заявил: «Конечно, советская власть нравственно обязана расказачивать казачество, и она будет расказачивать, но в каком отношении? Расказачивать — это не значит снимать или срезать красные лампасы с брюк — обыкновенное украшение, которое привыкло носить все казачье население. Расказачивание состоит не в этом, а в том, чтобы в казачьих областях были проведены железные дороги, чтобы женщина-казачка поднялась на высший культурный уровень, чтобы с казачьего населения были сняты особые воинские повинности. Если вы только подумаете, в чём состоит сущность этого расказачивания, то вы увидите, что оно должно приветствоваться всем казачьим населением». Однако в дальнейшем эти слова всероссийского старосты больше никогда не включалась в сборники его работ.

Активное истребление шло до 1924 г., после чего несколько ослабло. Продолжались аресты и суды, но приутихли бессудные расправы. С образованием Советского Союза и шагами его по повышению своей репутации на международной арене, самая жесткая волна гонений ослабла, но это вовсе не означало, что процесс расказачивания завершился. Большевики насильно вмешивались в социально-экономический и духовный уклад казаков, создавали вместо станиц волости, ликвидировала казачье самоуправление и, как было сказано ранее, продолжало насильно загонять казаков в коммуны. Их цель – полное разрушение социально-экономического уклада казаков была достигнута к концу двадцатых годов. Даже, не употребляя термин «расказачивание», большевики продолжали этот жестокий процесс под лозунгами «раскулачивания»,борьбой с «вредителями», «врагами народа» и т.д.

Сколько казаков явилось жертвами террора, доподлинно мы знать не можем. Кто-то говорит о нескольких сотнях тысяч, а, например, академик – диссидент Игорь Шафаревич  – автор трудов по русской цивилизации, указывает, что в результате политики “расказачивания” численность только одних донских казаков “сократилась с 4,5 млн до 2 млн человек”. Открытие новых документальных сведений о расказачивании, надеюсь, помогут «пролить свет» на этот вопрос, являющийся предметом непрестанных дискуссий.

Много памятников жертвам расказачивания воздвигнуто в России и за ее пределами. Памятники мы можем видеть и на Дону, и на Кубани, и на Тереке, на Урале и за ним. Много памятных крестов установлено в других регионах, не являющихся местами традиционного проживания казаков. Памятники воздвигнуты и на острове Лемнос, где нашли упокоение сотни казаков-эмигрантов, на парижском кладбище Сен-Женевьев де Буа.

В то же время, к сожалению, имеют место высказывания, опровергающие факт расказачивания или старающиеся снизить его значимость в истории России. Доходит даже до того, что раздаются голоса, что «расказачивание» выдумали сами казаки, которые хотят добиться этим экономической и политической выгоды. Эти высказывания имеют целью – опорочить казаков, пострадавших в ходе террора, навязать обществу лживое убеждение, что современное казачество – это стихийное, искусственно созданное явление, а не возрождение.

Сейчас мы говорим о казачестве «возрождающемся». Духовная, живая связь современных казаков с их предками начала ХХ в. остается неполной, но жива в их душах вера в Бога и любовь к Отечеству может восполнить недостающее и адаптировать современное казачеством к новым вызовам времени.