Есть один анекдот: — Мариванна, я домашнее задание дома забыл. — А голову ты дома не забыл? — Нет, вот она, в пакете. — Тогда начнем обряд!
Анекдот, вроде, про школьную фразу учителя, когда кто-то из учеников забыл/не принес домашку, но его последняя «темная» сторона делает его одновременно запоминающимся и жутковатым. У человека во все времена есть разные страхи, суеверия, фобии, и страх перед нечистой силой всегда был один из них. Сделать свой страх причиной смеха — всегда было действенным средством его победить. Сейчас к одному из видов страха в связи с эпидемией ковида присоединился страх смерти и покойников. Из классиков лучше всех смеялся над нечистью, наверное, Н.В.Гоголь, вспомним его «Ночь перед Рождеством» и другие рассказы. Но, как говорят, некоторые из его сочинений ржевский священник о. Матфей, духовник Н.В.Гоголя, не одобрял. В кинематографе, например, есть раздел «ужасов» — примитивно снятых фильмов с отсутствующим сюжетом со страшными героями, монстрами и чудищами, которые преследуют человека. И кто-то, хотя сильно боится таких фильмов, обязательно досмотрит его до конца, закрывая глаза и уши. Потом неделю будут мерещиться страшилища, будет боязно засыпать без света, но через неделю снова начнет смотреть/читать что-то подобное. Человек, словно мотылек на свет, идет к источнику своего страха, понимая, что может обжечься.
С незапамятных времен у разных народов были праздники, которые были прямо или косвенно связаны с победой над чудищем, загробным миром, темной силой. В Китайский Новый год уже несколько тысяч лет в каждом доме вешают красные ленты с надписями – они должны, по преданию, отпугнуть чудище Ньяньки, которое охотится за деревенскими жителями. В Библии мы находим похожий пример – пророк Моисей перед 10-ой казнью говорит всем иудеям нарисовать знак-печать над входом в дом, чтобы ангел смерти не забрал никого в той семье, и встречать пасху. После 10-ой казни по всему Египту в каждой семьей умирает первенец, но в домах иудеев все остаются живыми. Эти и другие, подобные им, события лежат в основе традиционных современных праздников мировых культурах. Хэллоуин (от англ. All Hallows Eve), также известный как навечерие или канун Дня всех святых, был когда-то праздником победы добра над злом, но теперь в этот день происходит «заигрывание с нечистой силой: даже если люди ничего не вкладывают в этот праздник, происходит искажение традиционного восприятия добра и зла», — говорит прот. Максим Первозванский. А чтобы человека нечисть не трогала, надо самому одеться нечистью – тогда пронесет. Назовем это принципом «быть как нечисть».
С пришествием Христа и с появлением Христианства отношение к миру усопших и к нечистой силе коренным образом меняется. Христос воскрес, и обещает всех верующих в Него воскресить в Последний день. Поминание усопших теперь имеет характер надежды на будущую вечную жизнь. В Евангелии мы находим, что Христос проповедует Царствие Божие, исцеляет больных и изгоняет нечистую силу из человека. Верующим во Христа действительно дается сила на победу над нечистыми духами, темной силой, злом, но для этого они не наряжаются в костюмы нечисти, не идут в театр или Колизей и не устраивают дискотеку. Когда Христос исцеляет отрока-лунатика, которого не могли исцелить Его ученики, Он отвечает, что «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Т.е. чтобы прогнать нечистую силу, бесов, нужно поститься и молиться, ограничить себя в пище, обращаться к Богу за помощью, и тогда, возможно, есть шанс на успех. Принцип «быть как нечисть», согласно учению Христа, бесполезен и не работает. Иудеи, видя чудеса, которые творит Иисус Христос, нередко говорили, что Он творит их силою князя бесовского. «Но Иисус, зная помышления их, сказал им всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит». Чтобы изгнать духа злобы из человека, Христос не одевался в маскарад и не зажигал свечку в дырявой тыкве. Значит, и для православных христиан это в лучшем случае бесполезно, в худшем может нанести вред.
Кто-то может сказать: «что в этом такого? Это лишь традиция, культура, и ничего более». Нет, дело здесь не только в культуре и традициях. Когда кто-то пытается изгонять нечистую силу, заигрывать с ней, находить заклинания и стихи, то может нечаянно столкнуться с оккультизмом и сатанизмом, и себе навредить. Вроде, он ничего не сделал плохого, но темные духи начинают мучить человека. Так бывает, когда кто-нибудь идет в дождливую погоду вдоль дороги, и брызги от проезжающих по лужам машин пачкают одежду. Кажется, специально никто не желает замараться, но дома придется отмывать одежду. Так и здесь. В книге Деяний Святых апостолов есть случай, когда некий человек-нехристианин стал изгонять бесов из людей именем Христовым, и сам попал под их власть. Происшедший случай навел на всех страх, а к учению Христову стали относиться с большим почтением и трепетом. С древних времен изгнание бесов было делом серьезным и опасным и требовало от человека высокой степени духовной жизни.
Человек, не зная того, гораздо чаще сталкивается с нечистой силой, и оказывается беззащитен. Чтобы прогнать её человеку, достаточно покреститься, заходить в храм, молиться Богу, соблюдать заповеди Божии, и всё будет хорошо. Слава Богу, церкви сейчас рядом.
автор: иер. Сергий Ефимов