В день памяти прот. Матфея Константиновского 29 ноября 2020 г. в Вознесенском соборе будет отслужена панихида.
о. Матфей Константиновский родился в семье диак. Александра Андреева. В 8 лет был определен в Новоторжское духовное училище, где получил фамилию по названию села. В документах именовался то Константиновским, то Александровым (по имени отца). По окончании училища поступил в Тверскую Духовную Семинарию. В семинарии будущий священник собирался постричься в монахи, однако в 1810 г. умер отец, и сын был вынужден заботиться о матери и 2 малолетних сестрах. В нояб. 1813 г., по окончании семинарии, повенчался с дочерью сельского священника Марией Дмитриевной Григорьевой. 10 февр. 1814 г. архиеп. Тверской Мефодий (Смирнов) рукоположил его во диакона для служения в храме погоста Осечно Вышневолоцкого у. , а 30 окт. 1820 г. по благословению свт. Филарета (Дроздова) архиеп. Тверским Симеоном (Крыловым-Платоновым) в домовой церкви на Ярославском архиерейском подворье в С.-Петербурге Матфей Константиновский был рукоположен во иерея и определен на служение в ц. в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с. Диева Бежецкого уезда. В течение 13 лет священник проповедовал веру Христову среди местных жителей, в основном карелов, в воскресные и праздничные дни не только в храме, но везде, где собирались прихожане. В марте 1833 г. по просьбе крестьян о. Матфей был переведен в церковь в честь Богоявления в с. Есько, где ревностно продолжил миссионерское служение. В доме о. Матфея собирались прихожане; они слушали чтение Библии и Четьих-Миней, пели акафисты и участвовали в назидательных беседах. Людей приходило так много, что это вызывало неудовольствие священников окрестных приходов. В декабре 1833 г. благочинный епархии свящ. Иоанн Градницкий взял с о. Матфея подписку о том, «чтоб бываемое в доме его с собирающимися прихожанами пение и чтение Слова Божия в ночное время прекратить…» (Малинин. 1909. № 6. С. 243). Вскоре архиеп. Тверской Григорий (Постников) назначил по этому делу расследование. Архиерей не запретил, но и не благословил его собраний. Летом 1835 г. архиеп. Григорий после долгой беседы со свящ. Матфеем в алтаре объявил духовенству Бежецкого у. в соборе: «Вот вам образец, подражайте ему. И я более ничего не желаю» (Там же. С. 253).
В 1836 г. о. Матфей был переведен в Преображенский храм во Ржеве, в мае 1849 г. назначен настоятелем ржевского Успенского собора, где и служил до самой кончины.
В течение 20 лет служения в Преображенской церкви о. Матфей много проповедовал среди старообрядцев, поповцев (в основном во Ржеве) и беспоповцев (в Вышневолоцком у.). По оценке А. С. Панкратова, Ржев при К. жил «общиной апостольского времени». «Популярность его была огромна. Это был Иоанн Кронштадтский Ржевского уезда» (Панкратов. 1911. С. 187-188).
В нояб. 1853 г. о. Матфей был вызван в С.-Петербург для подготовки к миссионерской деятельности среди старообрядцев. Здесь он совершал богослужение в домовой церкви благотворительницы Т. Б. Потёмкиной. Имя его скоро стало известным в столице. В частности, о. Матфею было поручено наставлять в истинах веры прибывших в С.-Петербург самоедов, восприемниками к-рых при крещении были члены Царственного дома.
о. Матфей отличался аскетизмом: еще будучи диаконом, отказался от мясной пищи и не употреблял ее до самой кончины; не пил вина и к.-л. хмельных напитков, в течение 10 лет служения во Ржеве не пил ничего, кроме воды. Лишь в последние годы жизни иногда пил кофе для подкрепления сил. На 1-й неделе Великого поста и в Страстную седмицу ничего не ел; в среду и пятницу ел раз в день. Но мог и нарушить пост, когда находился в обществе, особенно там, где ожидали увидеть в нем подвижника.
Известность о. Матфею принесла его проповедническая деятельность. По свидетельству современников, он обладал исключительным даром слова и мог говорить неск. часов без подготовки и при этом в высшей степени назидательно. В сан протоиерея он был возведен архиеп. Григорием 28 окт. 1838 г. во Ржеве, как сказано в его протоиерейской грамоте, «за непрерывное, ясное, весьма сильное и убедительное проповедование Слова Божия», и ему было позволено «произносить свои поучения изустно, по вниманию к его духовной опытности и глубокомыслию» (Грешищев. 1860. С. 265). Т. И. Филиппов утверждал, что знал во Ржеве лиц, «которым по их образу мыслей вовсе не было нужды в церковном поучении и которые, презирая сон, природную лень и двухверстное расстояние, ходили без пропуска слушать его художественные и увлекательные поучения» (Филиппов. 2008. С. 350). В 1853 г. в С.-Петербурге он совершал литургию в присутствии имп. Николая I, к-рый пожелал убедиться в красноречии пастыря. «Мне удалось хорошо сказать при Государе»,- сказал К. по окончании (Из воспоминаний Е. Н. Бастамовой. 1903. С. 250).
До конца жизни о. Матфей был духовным наставником гр. А. П. Толстого, который, по словам Гоголя, стремился к нему, «как птица из клетки на волю» (из письма Гоголя о. Матфею из Неаполя от 9 мая (н. ст.) 1847 — Гоголь. 2009. Т. 14. С. 268). Он благословил графа принять должность обер-прокурора Святейшего Синода. Паства о. Матфея была весьма обширна. Нек-рые помещики Тверской губ. переселялись во Ржев, чтобы он духовно руководил ими. Знакомство Гоголя с о. Матфеем началось заочно по рекомендации гр. Толстого. В нач. 1847 г. Плетнёв по просьбе Гоголя послал священнику во Ржев кн. «Выбранные места из переписки с друзьями». о. Матфей ответил Гоголю, и между ними началась переписка, к-рая вскоре приобрела доверительный характер. Сохранилось 17 писем Гоголя и одно о. Матфей.
Кончина о. Матфея сопровождалась различными чудесными явлениями. О нек-рых из них говорится в его жизнеописании, составленном Н. Грешищевым. Могила, долгое время считавшаяся утерянной, в 2000 г. восстановлена, находится на поклонной горе в г. Ржеве.