21 июля в Русской Православной Церкви встречают праздник Казанской иконы Божией Матери. 20 июля, накануне праздника, по сложившейся традиции, был отслужен водосвятный молебен на источнике Казанской иконы Божией Матери в д. Абрамово, а в тот же день вечером в Вознесенском соборе г. Ржева был совершен молебен с чтением акафиста Божией Матери и Всенощное бдение.
21 июля, в день праздника, совершалось две Божественные литургии. Ранняя – в небольшом Казанском храме, поздняя – в рядом стоящем Вознесенском соборе. После литургии в Вознесенском соборе благочинный Ржевского района настоятель Вознесенского собора прот. Константин Чайкин предложил верующим пропеть акафист перед «Казанской» иконой Божией Матери, и все верующие с радостью поддержали предложение священника. В военное время, во времена болезней, голода, нестроений именно к Божией Матери обращается верующий человек за помощью. После молебна с акафистом все прошли крестным ходом с иконой Пресвятой Богородицы от Вознесенского собора до Казанского храма, пели тропарь праздника, священники окропляли святой водой, за алтарем храма, по церковной традиции, читали Евангелие.
После окончания молитвенного почитания за богослужением Пресвятой Богородице учащиеся Воскресной школы при Вознесенском соборе показали праздничное поздравление для всех, кто пришел в этот день в храм. Пели песнопения, читали стихи, а Елизавета и Евдокия Поповы представили сценку-миниатюру на тему истории праздника. Торжественный день закончился чаепитием с пирогами на улице для всех, кто пришел на службу.
Трудно передать в словах всю радость богослужения. Чтобы понять, почувствовать, прикоснуться благодати Божией, посылаемой верующим во время молитвы на богослужении, надо прийти на службу самому, особенно когда тебе трудно, в болезни или скорби, печали или невзгодах, когда близкий на фронте, и Господь по молитвам Пречистой Своей Матери обязательно поможет. Пресвятая Богородица, спаси нас!
История праздника.
Образ Казанской иконы Божией Матери – один из самых почитаемых в нашей стране: церковном календаре насчитывается до 15 списков этой иконы, каждый из которых имеет свою уникальную историю. Точное происхождение иконы до сих пор остаётся загадкой. Известно, что Василий Коробов (один из ближних дворян Великого князя Московского и Владимирского Василия III) прибыл с дипломатической миссией в Константинополь в 1516 году к турецкому султану Селиму I. После выполнения поручения, он вернулся в Москву с иконой Богородицы, написанной в традициях Византийской иконописной школы XV века. Исследователи считают, что в 1552 или 1553 году, после взятия города войсками Ивана Грозного и основания там епархии Русской православной церкви, эту икону привезли в Казань. 28 июня 1579 года в Казани случился большой пожар, во время которого икона была утеряна.
Тогда, согласно преданию, девятилетняя Матрёна, дочь царского стрельца Даниила Онучина, несколько раз видела Богородицу во сне. Та повелевала отыскать утерянную икону, зарытую в земле на пепелище. Матрёна рассказывала о видениях матери, которая ей не верила. После особенно страшного видения (в нём Богородица испускала пламя) мать вняла просьбам дочери и отправилась с ней к воеводам и архиепископу. Но никто из них не поверил. Тогда жители города начали искать икону сами. Когда в пепелище стала копать сама Матрёна, икона, чудом сохранившаяся в огне, была найдена. Это произошло 21 июля 1579 года.
Список с иконы и описание чудесных событий направили царю Иоанну Грозному. Он повелел на месте обретения иконы основать Богородицкий женский монастырь. Образ Казанской Божьей Матери неразрывно связан с историей становления русского государства. Прославленная чудесами святыня появилась в храмах и монастырях России в почитаемых списках. Во времена Смуты икону считали покровительницей русских воинов-освободителей. В войске Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина участвовало ополчение из Казани, в отряде которого хранилась ее копия.